|
|
|
|
|
|
|
начало
> мировоззрение >
календарь > месяцеслов
> сочельник
|
СОЧЕЛЬНИК, ПОСТНАЯ КУТЬЯ – 24 ДЕКАБРЯ
|
|
|
|
Сочиво:
каша из цельного зерна с добавлением макового молочка
и ягод |
|
Сочельник, Рождественский сочевник, Постная
кутья, Кутейник, Коляда (полесье), Старая коляда (белорус.),
Первая коляда (белорус.), «Вилия» (белорус.), «Ёгар» (белорус.),
Корочун*, Бадний вечер**,
«Штедрый ден» (чеш.), Бабий вечер (чеш.), «Бабин святий вечер»
(закарпат.), «Бабинец» (закарпат.), Колядки.
На момент введения Юлианского календаря: 24 декабря
Дата по старому стилю: 24 декабря
Дата по новому стилю: 6 января
Астрономическая дата: Зимнее солнцестояние***
Историческими корнями Коляда уходит в глубокую древность, когда
разными народами отмечался праздник зимнего солнцестояния. С
приходом христианства встречу Коляды стали связывать с Рождеством
Христовым.
Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые
в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли
сок или молоко из семян, взвар ячменный с мёдом, или ягодный,
плодовой, а кое-где так называли обваренные зёрна с добавлением
макового или кедрового молочка. Кутья или коливо – каша, сваренная
из целых зёрен пшеницы или ячменя (современный вариант – из
риса) политая мёдом, с добавлением ягод.
Днём у прорубей, колодцев девицы шепчутся, с парнями заговорщически
перемигиваются, дóма из сундуков-укладок достают и примеряют
обновы. Пожилые пост блюдут и молодёжь строжат. Благочестие
требовало вести себя смиренно, ни крошки не вкушать до вечерней
звезды. Девицы на выданье особо блюли пост в этот день: «чтобы
быть красивой».
Греют родителей. Вечером зажигают большие костры, что связано
с представлением о возрождении солнца, начале нового солнечного
года. На дворах жгут навоз и солому, полагая, что усопшие родители
приходят греться. От этого огня пшеница народится ярая. Все
домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании.
Избу обычно тщательно убирают в хате. Вечером прячут кудель,
веретёнца, прялки («шоб очи не бачили»), а днём «девки стремились
напрясть как можно больше клубков». В сочельник у православных
христиан сохраняется обычай ничего не есть до первой вечерней
звезды. При появлении на небе первой звезды стол застилают соломой,
затем накрывают чистой скатертью. Водружается в красном углу
плуг, упряжь: на процветанье хозяйства, крепни оно и матерéй!
Блюда подают постные, обязательно кутью: кашу из цельных зёрен
пшеницы на ягодах и меду и сочиво. Хозяин зажигает огонь у образов
– лампаду (символ нового «живого» огня). Семья собирается за
столом, выставляют кутью с сытой (ячневая каша), овсяный кисель.
Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин,
открывает окно или выходит в сени и кличет мороз: «Мороз, мороз!
Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под
колодиной лежи!» Таким призывом умилостливают мороз, чтобы он
весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов. Едят в торжественном
и строгом молчании, при этом крестьяне просят ребят лазить под
стол «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По
окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам
бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество.
В эту же ночь обильный корм дают скоту. Первый блин под Рождество
хозяйка овцам несёт, через серп ломает, чтобы овечью шерсть
Овинник (дух овина) не таскал. В некоторых местах под Рождество
не кормят кур, чтоб огородов не копали.
Накануне Рождества гадают и проделывают целый ряд магических
действ. Под Рождество кладут в чашку кутью и мёд, затем каждый
кладёт свою ложку углублением вниз, ставят поверх пирог и накрывают
скатертью. Утром, придя из церкви, смотрят: чья ложка перевернулась,
тот умрёт.
В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне святочных
праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные
гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собрались
все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий
год. Девушки и реже парни на протяжении всех Святок в полночь
совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся
ли им в Новом году выйти замуж или жениться. Конкретным шагом
к такому важному жизненному событию, как свадьба, является обычай
зимних «смотрин невест», проходивших в разных местностях в сроки
близкие к Святкам – чуть раньше или чуть позже. Но чаще всего
в последний день святочного периода – в Крещение Господне, после
которого наступал мясоед – время свадеб.
В Воронежской губернии в Рождественскую ночь было принято собирать
чучело из соломы и зажигать его. Затем через костёр прыгали
парами [Пухова
Т.Ф., Христова Г.П.].
В Полесье: «На Пóсну кутю агню накладóм и перескáкуем
церез агонь – брéхни трéба папалить в сялé
[так называлось это действие]. Вóзьмем куль салóмы,
запáлим и скáчем. Крáли и с хлевá
скубли застрешуванник. А в тэй день [недели], шо Пóсна
кутя, нельзя сыпать у пóгреб: все паели мишы да здаравушчие».
«На Постную куттю на кут кладуть сено и кашу с печи вымай и
кудáхчи: тады куры будуть нéсьця» [Толстая
С.М.].
Перед Рождеством все деревья в садах обвязывают соломенным «перевяслом»,
чтобы они хорошо родили. На свят вечер тугие клубки пряжи мотают,
чтобы кочны капусты тугие были.
Воры стараются аккуратнее стащить какую-либо вещь в ночь под
Рождество: после этого успех воровства считается обеспеченным,
несмотря на самые рискованные предприятия, во весь круглый год.
У болгар канун Рождества называется «Бждни вечер», «Бадни дан»**
(бадняк – дубовое полено, колода) и сопровождается следующими
обрядами. Глава семейства, жена его и дети выходят на двор с
зажжёнными лучинами в руках, отправляются к месту, отведённому
для рубки дров, и выбирают толстое, длинное и сырое дубовое
полено. Когда оно будет найдено, домовладыка снимает шапку и
с благоговением произносит: «помози, Боже и ти Коледо, да поживеем
и до друга година!» Потом, взвалив дубовое полено на плечо,
возвращается в избу, кладёт его в печь и разводит огонь; приступая
к очагу, он возглашает молитву и обращается к присутствующим
со словами: «Христос са роди!» (Христос родился), на что отвечают
ему домочадцы – «Истино са роди!» (Воистину родился) – и целуются
друг с другом. Это возжжённое накануне Рождества полено называется
бдник (бадник); оно должно медленно и постоянно гореть во всё
продолжение Святок – до самого Крещения. В некоторых местах
Болгарии 24-го декабря тушат во всей деревне старый огонь и
взамен его вытирают из сухого дерева новый – божий или святой
огнец, которым и возжигают домашние очаги. Когда бадняк загорится,
домовладыка подымает его и ударяет им несколько раз, приговаривая:
«за плод и здраве!» Искры, которые посыплются от первого удара,
знаменуют приплод лошадей, искры от второго и третьего ударов
– приплод коров и овец, и так далее. На разведённом огне пекут
пресный хлеб, с золотой или серебряною монетою внутри, называемый
боговица (= серб. чесница); по полу разбрасывают солому, грецкие
орехи и пшеницу; к ужину приготовляют вино, мёд и разные плоды:
яблоки, сливы, сухие персики, изюм, виноград, стручки и орехи.
Как скоро стол будет накрыт и уставлен яствами и напитками,
глава семейства берёт кадильницу, читает молитву и кадит по
избе ладаном; после того садятся за ужин, но съедают не всё,
а часть меда и фруктов откладывают в особую миску, ставят под
образа и сберегают на случай болезней, как самое надёжное лекарство.
Набожные люди, верные заветам старины, стараются не спать на
Рождественскую ночь; сидя возле очага, они заботливо наблюдают,
чтобы как-нибудь не погасло священное пламя. Пепел, остающийся
от бадняка, частию употребляют на лечение домашней скотины,
а частию рассыпают по нивам, пастбищам и виноградникам – с твёрдым
убеждением, что это способствует хорошему урожаю; ту часть бадняка,
которая не успевает сгореть ко дню Крещения, зарывают в землю
– посреди виноградника или хранят в дому до следующего Рождественского
сочельника и тогда разводят ею «новый огонь» [
Афанасьев А.Н.].
У сербов и лужичан существует обычай – выходить рождественской
полночью в поле, на перекрёсток дорог и смотреть на небо. По
словам стариков, перед взорами угодных Богу людей открываются
небесные красоты неизречённые. И видят они, как из райских садов
зоря-зоряница выводит солнце красное, как она, ясная, усыпает
путь его золотом и розами. И видят они, как бьют в муравчатых
берегах ключи воды живой, как расцветают цветы духовитые, как
золотятся-наливаются плоды сочные на деревьях серебряных с листочками
бумажными... Многое еще видят достойные видений люди, да всё
меньше таких становится на земле, затемнённой грехами нераскаянными.
А как ни смотри на небо грешная душа – ничего, кроме синевы
небесной да звёзд, – и то если они не укрыты тёмным пологом
туч, – не высмотреть ей и в эту ночь откровений [Коринфский
А.А.].
Хорваты в этот день пекут специально украшенный хлеб и называю
его Кросница или Крижица (криж – крест).
У лужичан накануне Рождества ходит по домам Bože džjećo
(«Боже джиетсё» – Божье дитё, Божич): под этим именем совершает
обход девушка, одетая в белое платье; в одной руке она держит
узел с яблоками и орехами, а в другой – ветку с привешенным
к ней звонком. Подводя детей к святочному дереву, убранному
плодами и орехами, родители уверяют их, что все эти лакомства
принесло Bože džjećo.
C последнего воскресенья перед Рождеством начиналась «неделя
праотцов» – самые короткие ночи, когда старались ничего плохого
не говорить и ни с кем не ссориться. В деревне с утра ещё тихо
– идут последние приготовления к празднику.
Рождественское кутья
Последний день перед Рождеством называется сочельником, потому
что в этот день положено есть кутью. Кутья готовится из цельных
зёрен пшеницы (раньше) или риса (современный вариант). Вот как
её приготовить.
Ингридиенты: 1 стакан зёрен пшеницы (250 мл), 100 г
мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки мёда, сушёная
земляника. Зёрна пшеницы толкут в деревянной ступе деревянным
пестиком, периодически подливая немного тёплой воды, чтобы оболочка
пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая.
Из чистых зёрен варят на воде обычную рассыпчатую постную жидкую
кашу, охлаждают. Во время варки можно добавить сушёные ягоды
земляники. Отдельно растирают мак до получения макового молочка,
добавляют мёд, всё перемешивают и добавляют к пшенице. Если
каша густая, её можно разбавить охлаждённой кипяченой водой.
В конце добавляют толчёные ядра грецких орехов.
Поговорки и приметы
Первый блин в Сочевичник – овцам. «Аднá куття на людей,
а другая на худóбу, а треття на уражай» (полесье). За
сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до
Иванова дня (8 мая)
погода будет благоприятна для весенних посевов (Воронежская
губ.). Зима резвится не в лесу, а у нас на носу. Коли тропинки
черны – урожай на гречу. Звездист небосвод – ждёт ягодный год
и на скот велик приплод. Если в сочельник будет много на небе
звёзд – будет много грибов. Не кормят кур, чтобы огороды не
копали. В Святой вечер из дома уходить нельзя, а то скотина
по весне будет по лесам да болотам плутать. На Святой вечер
ткать – несчастью угождать. Ткать грешно – несчастье угодит
в праздник. От Рождества до Крещения
охотиться на зверей и птиц грех – с охотником несчастье случится.
Спутывают ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушке, чтобы быть
красивой, нельзя есть до первой звезды (белгородск.). В Коляды
хату не метут, чтобы был чистый лён (полесье).
_________________
*) Многие исследовали относят Корочун на самый короткий день
– 22 декабря.
**) Александр
Фаминцин приводит и иные названия кануна Рождества: «Баднiй
день», «Баднiй вечеръ» (прим.: бадняк – рождественское дубовое
полено, колода; от слова «бдеть», «не спать»), «Щедрый или Богатый
вечеръ».
***) Современные
дни равноденствий и солнцестояний из Википедии:
21 (20) марта – весеннее равноденствие;
21 (20) июня – летнее солнцестояние;
23 (22) сентября – осеннее равноденствие;
22 (21) декабря – зимнее солнцестояние.
В рукописи XVII века из Соловецкого монастыря
утверждалось: весна длится с 24
марта по 24 июня,
лето укладывается в сроки до 24
сентября, затем осень – до 24
декабря. [Полуянов
И.]
Источники:
Некрылова А.Ф. Круглый год – М.: Правда, 1991;
Коринфский А.А. Народная
Русь – Смоленск: Русич, 1995;
Обрядовая
поэзия. Сост. Жекулина В.И., Розова А.Н. – М.: Современник,
1989;
Толстая
С.М., Полесский народный календарь. – М.: Индрик, 2005;
Календарные обряды
и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник.
Материалы и исследования. – Вып. III. - / Сост. Пухова Т.Ф.,
Христова Г.П. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005;
«Круглый
год. Славянский календарь»;
Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур – М.: Олма-пресс,
2005;
Месяцеслов.
Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Афанасьев
А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, том 3 – М.: 1995;
Фаминцын
А. Древне-Арийские и древне-Семитские элементы в обычаях, обpядax,
верованиях и культах славян – М.: 1895;
Rihtman A., Knjiga o Bozicu. – Mosta, Zagreb, 1992;
Gavazzi M., Godina dana hrvatskih narodnih obicaja. – Hrvatsko
etnolosko drustvo, Zagreb, 1988;
Hrvatski
narodni obicaji u Adventu;
Информатор: Лобачева Н.Т.,1932 г.р., урожд.: с.Солдатское,
Ст.-Оскольский р-н, Белгородской обл. – г.Белгород, 2008 г.
|
|