|
Такие
«забавы» молодёжи, как таскание по селу и переворачивание телег,
раскидывание дров, загораживание входа в дом, устраивание баррикад
посреди улицы из краденых предметов утвари и т. п. на Рождество,
Купалу и Петров-день были распространены в большинстве земель,
где проживали русичи (восточные славяне).
В разных районах Полесья записаны очень близкие по содержанию
и перечню действий рассказы о подобных бесчинствах. В отличие
от южнорусских, ритуальные бесчинства в Полесье могли быть приурочены
к разным календарным датам. Они могли совершаться зимой – в
ночь на Рождество,
Новый год или Крещенье,
накануне Андреева дня;
весной – в Страстную неделю, на Пасху
или Проводы (в Фомину
неделю), на Масленицу;
летом – в ночь на Ивана
Купалу, на Петров
день, на Троицу
или на Русалки
(понедельник следующей после Троицкой недели); реже осенью –
на праздник Чудо или
на Покров.
Кроме того бесчинства могли входить в состав семейных обрядов:
свадебного, проводов в армию, или вообще не были привязаны к
какому-либо обряду. Можно предположить, что в рамках разных
обрядовых комплексов бесчинства имели разные функции и разный
смысл. Так, в составе купальского обряда они могли связываться
с объединяющим все его элементы мотивом оберега от нечистой
силы или выслеживания ведьмы (завершая обряд, запрягалась в
плуги и перепахивала дорогу, чтобы, выследить ведьму). На святках
бесчинства творили по отношению к тем хозяевам, которые не впускали
колядников во двор или плохо одаривали их. На свадьбе закрывали
трубу, чтобы испытать невесту (невеста затапливала печь, и дым
шёл в хату). Брачные мотивы могли присутствовать и в календарных
бесчинствах: снимали ворота во дворе девушки и относили их на
двор её кавалера и т. п.
В Полесье бесчинства чаще всего приурочены к рождественскому
(канун Рождества, Нового года или – реже – Крещения) и купальскому
циклу, т. е. к двум наиболее «опасным» отрезкам годового времени
(зимнее и летнее солнцестояние), отмеченным, подобно полночи
и полудню в суточном цикле, разгулом нечистой силы. В Житомирской
обл., тип рождественских бесчинств распространён повсеместно
и лишь в крайней северной полосе перемежается с типом бесчинств,
приуроченных ко дню Ивана Купалы. В восточной части Гомельской
обл. нередки случаи, когда бесчинства приурочены к Пасхе.
Среди наиболее характерных действий в полесских описаниях бесчинств
упоминаются следующие: крали у соседей и таскали по селу телеги,
лодки, сани, переворачивали их (ср. переворачивание возов после
погребения); разбрасывали дрова, колоды, жерди, бочки, лестницы;
разбирали и раскидывали заборы, колодцы; снимали ворота, калитки;
перегораживали всеми этими предметами дорогу, строили из них
баррикады; переплетали дорогу нитками, кишками зарезанного барана,
перегораживали палками; забрасывали телеги, лодки, сани, лестницы,
колоды, бочки, колеса, плуги, бороны, ульи, калитки на крыши
домов; закрывали трубу, чтобы дым шёл в хату; подпирали тяжёлыми
предметами двери, чтобы хозяева не могли выйти из дома; бросали
в колодец ульи, колоды, гладышки, дежу, жлукто, мялку для льна,
жерди и т. п.; выводили из хлева скотину, угоняли лошадей.
Характер этих действий и прежде всего такие их элементы, как
воровство, переворачивание, разбрасывание, разрушение, сжигание,
перегораживание дороги и др., не оставляют сомнения в их сакральной
функции и заставляют относить ритуальные бесчинства к категории
охранительных и очистительных обрядов. Перечень мест, куда относят
краденые предметы: на соседние дворы, на улицу, в реку, на кладбище,
на крышу, на дерево, на грушу, в огонь, – поразительно близок
к локативам в обрядах проводов или изгнания нечистых духов и
персонажей (зимы, масленицы, ведьмы, русалки и т. п.).
Источники:
Толстая
С.М. Ритуальные бесчинства молодёжи. Материалы к этнодиалектическому
словарю: К – П. // Духовная культура Полесья на общеславянском
фоне – М.: Наука, 1986; |