Социальный проект студии "Лобачев"Народная культура
Мировоззрение Мировоззрение Одежда Игрища Обряды Ремесла Обереги Библиотека
Народная культура • Вера
• Предания
• Быт
• Календарь
• Приметы

• Наша реклама

















начало > мировоззрение > календарь > месяцеслов > коляда > ритуальные бесчинства молодёжи 
РИТУАЛЬНЫЕ БЕСЧИНСТВА МОЛОДЁЖИ
Такие «забавы» молодёжи, как таскание по селу и переворачивание телег, раскидывание дров, загораживание входа в дом, устраивание баррикад посреди улицы из краденых предметов утвари и т. п. на Рождество, Купалу и Петров-день были распространены в большинстве земель, где проживали русичи (восточные славяне).

В разных районах Полесья записаны очень близкие по содержанию и перечню действий рассказы о подобных бесчинствах. В отличие от южнорусских, ритуальные бесчинства в Полесье могли быть приурочены к разным календарным датам. Они могли совершаться зимой – в ночь на Рождество, Новый год или Крещенье, накануне Андреева дня; весной – в Страстную неделю, на Пасху или ПроводыФомину неделю), на Масленицу; летом – в ночь на Ивана Купалу, на Петров день, на Троицу или на Русалки (понедельник следующей после Троицкой недели); реже осенью – на праздник Чудо или на Покров.

Кроме того бесчинства могли входить в состав семейных обрядов: свадебного, проводов в армию, или вообще не были привязаны к какому-либо обряду. Можно предположить, что в рамках разных обрядовых комплексов бесчинства имели разные функции и разный смысл. Так, в составе купальского обряда они могли связываться с объединяющим все его элементы мотивом оберега от нечистой силы или выслеживания ведьмы (завершая обряд, запрягалась в плуги и перепахивала дорогу, чтобы, выследить ведьму). На святках бесчинства творили по отношению к тем хозяевам, которые не впускали колядников во двор или плохо одаривали их. На свадьбе закрывали трубу, чтобы испытать невесту (невеста затапливала печь, и дым шёл в хату). Брачные мотивы могли присутствовать и в календарных бесчинствах: снимали ворота во дворе девушки и относили их на двор её кавалера и т. п.

В Полесье бесчинства чаще всего приурочены к рождественскому (канун Рождества, Нового года или – реже – Крещения) и купальскому циклу, т. е. к двум наиболее «опасным» отрезкам годового времени (зимнее и летнее солнцестояние), отмеченным, подобно полночи и полудню в суточном цикле, разгулом нечистой силы. В Житомирской обл., тип рождественских бесчинств распространён повсеместно и лишь в крайней северной полосе перемежается с типом бесчинств, приуроченных ко дню Ивана Купалы. В восточной части Гомельской обл. нередки случаи, когда бесчинства приурочены к Пасхе.

Среди наиболее характерных действий в полесских описаниях бесчинств упоминаются следующие: крали у соседей и таскали по селу телеги, лодки, сани, переворачивали их (ср. переворачивание возов после погребения); разбрасывали дрова, колоды, жерди, бочки, лестницы; разбирали и раскидывали заборы, колодцы; снимали ворота, калитки; перегораживали всеми этими предметами дорогу, строили из них баррикады; переплетали дорогу нитками, кишками зарезанного барана, перегораживали палками; забрасывали телеги, лодки, сани, лестницы, колоды, бочки, колеса, плуги, бороны, ульи, калитки на крыши домов; закрывали трубу, чтобы дым шёл в хату; подпирали тяжёлыми предметами двери, чтобы хозяева не могли выйти из дома; бросали в колодец ульи, колоды, гладышки, дежу, жлукто, мялку для льна, жерди и т. п.; выводили из хлева скотину, угоняли лошадей.

Характер этих действий и прежде всего такие их элементы, как воровство, переворачивание, разбрасывание, разрушение, сжигание, перегораживание дороги и др., не оставляют сомнения в их сакральной функции и заставляют относить ритуальные бесчинства к категории охранительных и очистительных обрядов. Перечень мест, куда относят краденые предметы: на соседние дворы, на улицу, в реку, на кладбище, на крышу, на дерево, на грушу, в огонь, – поразительно близок к локативам в обрядах проводов или изгнания нечистых духов и персонажей (зимы, масленицы, ведьмы, русалки и т. п.).


Источники:
Толстая С.М. Ритуальные бесчинства молодёжи. Материалы к этнодиалектическому словарю: К – П. // Духовная культура Полесья на общеславянском фоне – М.: Наука, 1986;

Вверх

© Составитель В.Лобачёв
Hosted by uCoz